Для восстановления лекарственного растениеводства в России нужна серьезная кооперация

2 декабря 2024
Для восстановления лекарственного растениеводства в России нужна серьезная кооперация

Доля российского сырья на рынке лекарственного растениеводства не превышает 20% от общего числа используемых аграриями семян. Об этом рассказали представители отрасли в рамках "Агропромышленной недели", прошедшей в ноябре в Иркутской области. Журналисты "Поляны" обсудили вопрос дефицита отечественных семян лекарственных растений, а также другие проблемы и перспективы отрасли с председателем ассоциации “Дикоросы” Александром Деевым.


 Александр, информации о проблемах семеноводства в сфере лекарственных растений немного, но в большинстве источников присутствует упоминание о том, что российский рынок семян был на 70% утрачен в 1990-е годы. Ситуация сохраняется по сей день. Скажите, действительно ли все так критично?


 Ситуация по семеноводству лекарственных растений примерно схожа с остальными сельскохозяйственными культурами. Последние несколько лет говорят, что у нас практически нет собственных семян. Речь идет о сырье, которое можно успешно использовать в сельском хозяйстве. Тут важно учитывать, что в российских регионах разные климатические условия. Поэтому ряд лекарственных растений одного и того же вида, но разных сортов может расти в России с разным успехом. Например, на Кубани и в Сибири они покажут разные результаты. Станции, которые занимаются семеноводством, не сохранили отдельные сорта. Мы (ассоциация "Дикоросы" – прим. ред.) не наблюдаем в наших сибирских регионах активного использования отечественных сортов. Именно поэтому мы сейчас инициируем работы по выведению новых сортов нашими местными учеными под сибирские климатические условия.


 Действительно ли отечественный рынок обеспечен собственными семенами только на 20%? Ведется ли работа в сфере импортозамещения?


 Двадцать процентов – это статистика с учетом тех видов, которые мы выращиваем для собственного российского рынка. В учет не берутся те сорта, которые могли бы выращиваться и поставляться на экспорт. Здесь статистика будет более удручающая – наверное, не больше пяти процентов. Но в этом направлении можно работать, это интересно. Сейчас собираются нужные силы, научные и предпринимательские, для того, чтобы количество растений на российском рынке росло ускоренными темпами.


– Отраслевые специалисты говорят о важности возрождения российского семенного фонда. Появляются новые инициативы – например, создание образовательного кластера "Архипелаг" в Новосибирске, нацеленного на снижение зависимости от импорта в сфере лекарственного растениеводства. Уточните, есть ли успехи? Какие еще проекты внедряются?


 Да, сейчас российский семенной фонд возрождается. Наша Ассоциация работает в этом направлении. Есть комплексный международный проект "Лекарственное растениеводство. От заготовок к биотехнологиям", который включает решение вопросов семеноводства. У нас есть куратор – Светлана Витальевна Сизых, кандидат биологических наук, директор Ботанического сада Иркутского государственного университета. Также мы работаем с другими учеными и преподавателями, например, с Еленой Львовной Маланкиной, доктором сельскохозяйственных наук, кандидатом биологических наук, профессором кафедры овощеводства РГАУ–МСХА имени Тимирязева. (Более подробно авторы "Поляны" упоминали о проекте "Лекарственное растениеводство" в материалах о сотрудничестве с КНР и запуске площадок для посева в Иркутской области – прим. ред.).


– В чем основные проблемы восстановления семеноводства и сколько нужно времени на возрождение отрасли?


 Это очень наукоемкое направление, оно требует много времени и энергии. Обычному бизнесу, который работает на краткосрочную перспективу, такое неинтересно. Поэтому бизнес с моделью, рассчитанной на быструю окупаемость, не инвестирует в семеноводство. Сейчас появляются предприниматели, которые строят долгосрочные планы. Мы относимся к их числу. План реализации нашего проекта "Лекарственное растениеводство" рассчитан на 15 лет – с 2023 по 2038 годы. Мы смотрим наперед – подразумевается привлечение многих ресурсов: государственных мер поддержки, частных инвестиций, обучения специализированных кадров, создания высокотехнологичных рабочих мест. Также планируется переориентировать часть успешно действующего сельского хозяйства в направлении лекарственного растениеводства. Это означает подключение успешных фермеров, которые выращивают, например, зерновые культуры, к нашему проекту, чтобы они могли на части земельных участков выращивать пользующиеся наибольшим спросом лекарственные растения и повысить рентабельность своего хозяйства.


– По нашим данным, до 2020 года значительная часть семян завозилась в РФ из США и Европы. Как сейчас обстоят дела на рынке импорта семян? Есть ли сложности?


– Мы сейчас практически не рассматриваем импорт семян из недружественных стран по причине существенного увеличения рисков и удорожания логистических цепочек. Даже если что-то ввозится, нужно рассчитывать на то, что в любой момент поставки могут резко прекратиться. Поэтому в рамках тех проектов, которые мы ведем, фермеры и компании, с которыми мы сотрудничаем, не связаны с импортом из недружественных стран. По крайней мере наши партнеры даже не обсуждают эту тему. Дружественные страны нам интересны, однако не у всех игроков российского рынка есть возможность импортировать или экспортировать семена. Чтобы наладить этот процесс, как раз требуется комплексная реализация технологических проектов, в числе которых – наше "Лекарственное растениеводство".


– Помогают ли китайские партнеры в сфере семеноводства? Известно, что российские аграрии, власти и ученые провели ряд конференций с партнерами из КНР, в рамках которых обсуждались инициативы, связанные с совместными образовательными проектами в сфере семян. Как партнерство отразилось на импорте семян из Китая?


– Китайские партнеры в сфере семеноводства готовы содействовать. Нужно выстраивать взаимодействие на высоком уровне. В первую очередь это касается работы с профильными отраслевыми ассоциациями, с фармацевтическими заводами. Также нужно участвовать в конференциях, форумах, которые проводят в Китае; приглашать в регионы китайских специалистов, чтобы они могли оценить те ресурсы, которые есть у наших растениеводов, у российских проектов. Мы ведем такую работу: в октябре 2024 года у нас была стратегическая сессия с ведущей ассоциацией китайской народной медицины, а также с председателем комитета по травоведению Ван Вэйцюанем. Под его руководством Иркутскую область посетили представители шести фармацевтических компаний из Китая. Совместно мы проработали вопросы обеспечения семенами и поставок сельскохозяйственного оборудования для посадки и сбора лекарственных растений.


Вопросов очень много, так как российское растениеводство находится в очень скромном финансовом положении. У нас небольшие обороты по сравнению с десятью триллионами рублей в год в сфере китайской народной медицины. Если мы сможем создать в России хотя бы 1–2% от китайского рынка, то это уже 100–200 млрд рублей оборотов. Но для этого нужна очень серьезная кооперация между участниками рынка. Сейчас наша Ассоциация создает новую модель сотрудничества с китайцами внутри нашей страны, чтобы обеспечить огромный спрос, который превышает те возможности, которыми Россия располагает сегодня. Только правильная кооперация с масштабным глобальным подходом к делу сможет обеспечить и спрос, и хорошую рентабельность для наших фермеров, которые будут выращивать и перерабатывать лекарственные растения.


Telegram-канал проекта "Лекарственное растениеводство" – https://t.me/c/1537134057/4412 

Telegram-канал ассоциации “Дикоросы” – https://t.me/fieldwild