"ПчелоДрон" и другие: для чего нужны беспилотники на полях

20 октября 2025
Автор: Ольга ФРОЛОВА

Леонид Гоминюк работает инструктором по обучению полетам на агродронах в крупной самарской компании. А еще он разрабатывает и развивает "ПчелоДрон" – беспилотный летательный объект, оснащенный механизмом для искусственного опыления растений. "Поляна" узнала у него, как при помощи агродрона посеять семена и распылить средства защиты растений, а также – что нужно, чтобы обычный дрон стал "ПчелоДроном".


– Расскажите, пожалуйста, коротко, чем вы занимаетесь?


– У меня есть маленький бизнес. Раньше я был ИП, сейчас у меня ООО. Но я еще работаю в "Транспорте будущего" как инструктор по полетам на агродронах. Занимаюсь крупными агродронами, и мы обрабатываем поля – вносим средства защиты растений и много всего другого. Мы это делаем именно для сельхозников, которые могут выращивать любые культуры. Но для того, чтобы хорошо выращивать, их нужно правильно культивировать: посеять, затем обработать от сорняков, удобрить, обработать от насекомых либо от грибков, а уже в конце собрать урожай.


У меня давний опыт предпринимательства. Я с 2011 года открывал ИП: занимался кальянным бизнесом, потом – строительным бизнесом. Затем много чем другим. Но практически всегда, где-то с 2008 года, я занимался пчёлами. У меня пасека. Сначала это было производство меда и разведение пчёл, а потом перешёл на промышленное опыление.


Я сдаю пчёл в аренду на период цветения тех или иных культур. У себя в Орловской области я начинаю опыление с садов. То есть мы привозим пчёл на цветение сада, чтобы были качественные большие яблоки и большое количество завязи. Затем мы везём пчёл на опыление семенного рапса и семенного подсолнуха. И так получилось, что в 2020 году я ехал по полю, были дожди. Мы привезли пчёл на опыление подсолнуха в Курск. И ночью надо было их сторожить. Я увидел вдалеке, как какие-то красно-зелёные фонарики летают туда-сюда, светятся. Было интересно. Пришёл туда – увидел парней, которые обрабатывали то ли кабачки, то ли баклажаны. Короче, там было поле гектаров на 100 земли.


Я пришёл и увидел, что ребята с помощью агродрона DJI Agras T10 с десятилитровым баком вносят средства защиты растений от совки. Это такой чешуекрылый вредитель, гусеница. Я спрашиваю: "А вы пчёл-то не потравите?". "Нет, – говорят, – мы ночью работаем, пчёл не должно быть".


Я посмотрел на их бизнес-модель: ребята за ночь, за восемь часов, заработали 340 тысяч рублей – огромную сумму денег по моим меркам. 


Заинтересовавшись этим всем, отучился в ДОСААФе на курсах по БПЛА, затем – в Тимирязевской академии. На дронах я начал летать в 2022 году. В 2023-м я устроился в компанию "Агри Макс" – в крупную компанию, чтобы понять, как это все работает. И параллельно свой бизнес начал развивать. Потом эту компанию выкупил "Транспорт будущего". В "Транспорте будущего", точнее в его подразделении "Дрон сервис", я работаю инструктором с 2024 года.


Свои дроны я сначала в прошлом году взял в аренду, а затем выкупил. Сейчас у меня есть своих личных четыре дрона. Они летают у нас здесь, в Центральном федеральном округе. Хотя здесь летать очень сложно, потому что у нас боевые действия близко, но мы летаем.

Запуск агродрона

Запуск агродрона

– Как же вам разрешают летать? Наверное, очень сложно получить разрешение?


– Получить разрешение практически невозможно, но мы первые, кто получил официальное разрешение на полёты в Калужской области. Мы общались с губернатором, я шесть писем им отправлял. И получил разрешение на полёты в Брянской области, но только в одном хозяйстве. Там очень нужны были работники, и мы у них обработали порядка 6000 гектаров земли с помощью агродронов.


В Орловской области я получил официальное разрешение, но пока не полетал. А в Самарской области я работал и работаю как инструктор агродронов, потому что в этом бизнесе мне, если честно, гораздо выгоднее работать на крупную компанию.


– А "ПчелоДрон" – это ваша компания?


– Это моя компания, я ее учредитель. Создал ее для того, чтобы совместно с пчёлами производить опыление растений. Мы сейчас занимаемся научными разработками и создаем следующий проект: совместно с пчёлами собираем пыльцу при помощи дронов. Благодаря пыльце в растении происходит завязь, то есть образуются семена. 20% пыльцы, которую собрала пчела, идёт на опыление. Остальное пчела уносит в улей. На ножках у пчёл есть жёлтенькие такие комочки – обножка называется – это пыльца. Она собирается и с помощью дрона. Мы это делаем в тех местах, где пчёл не хватает.


Сейчас есть проблема с недостатком опылителей, потому что бездумное использование пестицидов, а точнее, инсектицидов, привело к тому, что у нас практически пропали шмели. Это один из самых важных опылителей. Практически пропали одинокие пчелы – пчелы-осмии. А средний возраст пчеловода сейчас 64 года. И в эту отрасль мало кто идёт.

Так выглядит будущий

Так выглядит будущий "ПчелоДрон"

– А какая основная функция у "ПчелоДрона" – опыление растений для самих растений или для того, чтобы мед собирать?


– Опыление растений для того, чтобы был выше урожай. Например, у вашей бабушки яблоня на участке. Если в мае не прилетят пчелы, шмели или другие насекомые, то у вас будет, предположим, 10 кг яблок, потому что кто-то их всё равно переопылит. А если рядом будет стоять улей, то у вас будет 80 кг яблок.


А еще существуют растения, которые вообще не опыляются с помощью ветра, например, подсолнух. В этом случае пыльцу можно перенести с одного растения на другое только механическим путём: вот вы взяли палку, ударили по одному растению, потом по другому. Пыльца с одного растения сначала прикрепилась к этой палке, а потом перенеслась на другое растение. Либо ее перенесут животные – потрутся о растение и перекинут пыльцу. Либо насекомые.


А существуют энтомофильные растения, которые опыляются только насекомыми. Вот, например, миндаль невозможно получить без опыления насекомыми. В Америке на этом основан многомиллиардный бизнес. У нас, в России, он пока что только зарождается – в Крыму и в Дагестане.


– А вы можете привести примеры, какие лекарственные растения так опыляются?


– Медуница неясная, одуванчик, гусиные лапки, которые первоцвет. Лаванда, шалфей – они из яснотковых, у них сложный цветок, но они опыляются насекомыми.


Вообще, все двудольные, очевидно, нуждаются в опылении. Большая часть растений, которые выделяют нектар, делают это, чтобы привлекать насекомых. А все нектароносные растения – это по большей части лекарственные растения, потому что там содержатся эфиры, каратиноиды, алкалоиды и другие биологически активные вещества, которые являются полезными и целебными.


Например, липа даёт пыльцу и нектар. Но нектар она даёт только после 40 лет своей жизни. До этого срока она даёт только пыльцу, она – пыльценос. Пчелы посещают липу очень активно. И липа для них – одно из самых любимых растений.


Вот есть такое растение иссоп, один из лучших медоносов. Он даёт до 600 кг меда с гектара плотного насаждения. Иссоп размножается вегетативно, но в природе он размножается семенами, и пчёлы здесь обязательны.


Потом, если взять бодяк (чертополох, репей – прим. ред.), он тоже нуждается в опылении. У него яркий запах белого меда, привлекающий пчел, и он, насколько я знаю, зависит от пчёл очень сильно. Чабрец тоже опыляется насекомыми и пчёлами, в частности.

– Агродрон и "ПчелоДрон" – это разные технологии?


– Это одна и та же технология. Агродроны изначально придумали для посева риса на сложных горных участках. В сельском хозяйстве их используют для мониторинга, мультиспектрального анализа почвы с помощью съёмок, а также для полива, внесения средств защиты растений и посева. Вообще, 80% мирового использования дронов относится к сельскому хозяйству.


Если вытащить из дрона один бак и вставить другой, то при наличии соответствующего программного обеспечения нажимаешь кнопочку "посев" и он активирует режим посева.


Вообще все дроны летают одинаково. Просто на них есть навесное оборудование. "ПчелоДрон" – это обычный беспилотник, только с навесным оборудованием для подачи пыльцы.


– В каких условиях он может работать?


– Дрон может работать абсолютно на любом поле, если у него хорошо работает радар, визор и лидар, то есть повторение рельефа. Я в 2023 году работал в виноградниках Абрау-Дюрсо. Мы обрабатывали виноград от личинок, вносили средства защиты от насекомых. Там горная местность, и мы стояли на высоте, грубо говоря, 120 метров. Дрон опускался вниз по горе и медленно поднимался вверх. Колёсная техника там бы не прошла, либо прошла бы, но очень медленно.


Также дрон может над водой летать. Например, место, где сеется рис – рисовый чек – залито водой. Дрон летает над водой, распрыскивает средства защиты, либо разбрасывает семена риса.

– И сколько нужно агродонов на такое поле?


– Вкратце объясню, как выглядит работа. Полноприводный автомобиль тянет за собой прицеп. В прицепе находится растворный узел – большой бак на 500 или на 1000 литров. Там же один–два дрона. Более практично использовать два. Плюс там стоят два генератора: один заряжает аккумуляторы для дронов, второй – для фонаря и для насоса, который качает воду из растворного узла в бак дрона. И два пилота, каждый из которых обеспечивает полёт беспилотника.


У каждого дрона два комплекта аккумуляторов – пока на одном он летает, другой заряжается. И этот цикл повторяется постоянно.


Один комплекс с двумя дронами может за 8–10 часов обработать от 150 до 300 гектаров земли. Но это максимум при очень хороших условиях. В среднем – 150–200 гектаров за одну смену.


– А сколько потребуется времени, если использовать наземную технику?


– Чтобы обработать поля, можно использовать трактор с опрыскивателем. В среднем он может сделать гектаров 100–150. Это первый вариант. Второй способ – готовые решения, например, "Туманы" либо "ДжонДиры". У них еще большие такие колёса на высоких рамах. Они тоже опрыскивают, и они уже делают 250–300 гектаров. Но они, когда едут по полю, колёсами давят в среднем от 3% до 14% площади.


Третий способ – с помощью самолёта. Кукурузник Ан-2 может опрыскивать поле для сельскохозяйственных нужд. Также в горных местностях используются вертолёты, например, Ми-8. Он тоже опрыскивает, в основном, виноградники. В Советском Союзе использовались – и до сих пор ещё иногда используются – дельтапланы.


Все эти способы хороши по-своему. Стоимость наземной техники как услуги дешевле. Но много посадок выдавливают, вносят много воды. Самолёт не везде летает, и ему нужна взлётно-посадочная полоса. Они на себя берут не более 800 литров, а дроны могут взять на себя тонну.

– С точки зрения экономики, какой вариант предпочтительнее?


– У дронов высокая себестоимость из-за аккумуляторов – это в них самая дорогая часть. Плюс машина, плюс все остальное. У наших агродронов себестоимость обработки выходит в среднем где-то 750 рублей на гектар. Себестоимость внесения с помощью трактора – 650–700 рублей. У самолёта на гектар получается порядка 500 рублей. А если это такая техника, как, например, "ДжонДиры" или "Туманы", то у них порядка 200–250 рублей на гектар, если наемные.


– А вы сами делаете дроны?


– Собирать дроны у нас в России пока сложно. У нас есть "Транспорт будущего". Они собирают первый российский сертифицированный агродрон С-80, но пока что он не используется как агродрон. Сейчас российских агродронов, как таковых, на полях немного. Это в основном самосбор. Мы сами тоже собираем, но это единичные, кастомные дроны.


Изначально мы закупили готовые аппараты и чуть-чуть изменили. У нас было несколько различных производителей. Мы работали с фирмой XAG, с EFT. Это дешёвые дроны, точнее, не такие популярные, как DJI. Но сложность в России в том, что запчастей для них не достать. А DJI более распространённый серийный дрон, качественный. К нему везде есть запчасти, и он легко ремонтируется.

Агродрон в небе

Агродрон в небе

– Много ли у вас конкурентов на рынке?


– У нас не конкуренты, а коллеги. Могу сказать, что в Орловской области дроны есть только у меня. В Тульской области работают четыре экипажа. В Москве – около 12 экипажей, в Воронеже – может, порядка 40 экипажей. В Липецке, я знаю, шесть коллективов. Очень много коллег в Саратове, в Краснодаре, в Оренбурге. В Саратове находится Поволжский центр беспилотной авиации во главе с полковником авиации Олегом Николаевичем Емельяновым, которого я очень уважаю. Он стал родоначальником беспилотной авиации в России.


У нашего сервиса "Транспорт будущего" 18 экипажей. Плюс по Самаре ещё много других. Например, очень сильная компания "Центр высоких технологий". Мы с ними совместно в Самаре работали.

– У вас есть идеи для развития вашего дела?


– Хочу запустить блог с новостями дроноводчества и курсы по обучению, потому что, имея опыт, нужно им делиться. Еще одно направление – точно открою сервисный центр. Мы будем чинить свои дроны и дроны наших коллег, которые попали в форс-мажор. Ну вот, например, в ЦФО у нас ближайший большой ремонтный сервис находится в Воронеже. А самый большой – в Саратовской области, в городе Балашов.


– Часто дроны выходят из строя?


– В этом году в начале сезона у меня было два дрона. Они полностью разбились каждый по три раза. Потом я купил ещё два дрона. И один из них мы вообще восстанавливали практически с нуля: включили РЭБ (средства радиоэлектронной борьбы – прим. ред.), и дрон понесло на линию электропередач. Он заискрился, пришлось полностью его перебирать.


Кроме того, случаются мелкие поломки – зацепил ветку, зацепил подсолнух, поломал винты. Плюс постоянно насосы работают, и они требуют замены и обслуживания, а также масса других тонкостей. Любая техника требует ремонта и обслуживания.

Управление агродроном

Управление агродроном

– Что вы могли бы посоветовать тем, кто хочет заняться агродронами?


– Рекомендую сначала поработать на какую-нибудь крупную компанию, перенять опыт и понять, подходит ли вам этот бизнес. Предупреждаю, что это тяжкий труд, потому что в основном весь процесс происходит ночью. Работать придется с ядохимикатами: вечно будет слезать кожа с рук, проблемы со сном, вечно уставшие глаза, а в носу – запах "химии". Но это важная работа, и я считаю, что попробовать точно стоит. Если кто-то любит поездить по полям и решит посмотреть, как это все устроено, а заодно поучаствовать в развитии сельскохозяйственной беспилотной авиации, – добро пожаловать в "ПчелоДрон"!