Бурятская государственная сельскохозяйственная академия – один из самых авторитетных научных и образовательных центров в отрасли лекарственного растениеводства. Журналисты "Поляны" узнали о достижениях академии и проектах, над которыми прямо сейчас работают специалисты вуза. Также поговорили о студентах-предпринимателях, исследованиях, технологической базе, планах на будущее, участии в государственной программе "Приоритет-2030" и перспективах лекарственного растениеводства в России и в мире.
На вопросы Поляны ответили доцент кафедры земледелия Булат Цыдыпов и начальник проектно-технологического офиса Андрей Бадмаев.
– Расскажите немного о себе: почему решили связать свою жизнь с аграрной отраслью?
– Б.Ц.: Я выпускник Агрономического факультета Бурятской ГСХА. Сейчас работаю доцентом кафедры "Общее земледелие" того же факультета и являюсь председателем Совета молодых ученых академии. Мы выпускаем агрономов по направлению "Инновационные агротехнологии", в том числе с углублённым изучением цифровизации сельского и лесного хозяйства в рамках проекта "Приоритет-2030". Моя научная деятельность сосредоточена именно в этой сфере – на внедрении современных цифровых решений в аграрный и природоохранный секторы.

Булат Цыдыпов, доцент кафедры "Общее земледелие" БГСХА, председатель Совета молодых ученых академии
– Для внедрения цифровых решений нужна современная технологическая база. Как сказались санкции на оснащении вуза?
– Б.Ц.: Мы изначально использовали китайские дроны DJI – это один из мировых лидеров в этой сфере. Также у нас есть отечественные модели, например, "Геоскан Пионер". БГСХА планирует расширять парк: в ближайшее время закупим дрон с лидаром и 3D-принтеры. В перспективе – займемся 3D-проектированием собственных дронов.
– Насколько мы знаем, БГСХА пользуется государственной поддержкой в рамках проекта "Приоритет-2030" и реализует программу "Байкал Биофарм. Лекарственное растениеводство".
– Б.Ц.: Мы участвуем в программе "Приоритет-2030. Дальний Восток" уже четвертый год. В 2025-м заняли первое место среди вузов Дальневосточного трека, принимающих участие в проекте. Получаемое финансирование помогает стать конкурентоспособными на мировой арене, интегрировать научные исследования в реальный сектор экономики и развивать высокотехнологичные отрасли.
– А.Б.: Программа направлена на качественную трансформацию вуза. Сегодня академия работает в рамках нескольких национальных проектов, включая программы "Продовольственная безопасность", "Эффективная и конкурентная экономика" и "Кадры". Финансирование позволяет не только улучшать материальную базу, но и усиливать коммуникацию с другими отраслевыми вузами, постоянно повышать уровень образования, сотрудничать с иностранными организациями. Допустим, благодаря "Приоритету" БГСХА усилила сотрудничество с Китаем и Монголией.
– В сфере лекарственного растениеводства?
– А.Б.: Да, в прошлом году сотрудники БГСХА посещали отраслевую выставку в Гонконге. Нашим коллегам удалось обменяться контактами с иностранными специалистами и заключить ряд договоренностей именно в сфере лекарственного растениеводства. Пока что не могу рассказать о них подробнее, это коммерческая тайна, но как только появятся первые результаты, обязательно обнародуем. В этом году наши коллеги посетили Китай, где вели переговоры с Хэйлунцзянским сельскохозяйственным университетом по вопросам проведения совместных научных исследований и обмена студентами.

Андрей Бадмаев, начальник проектно-технологического офиса БГСХА
– Как вы охарактеризуете текущее состояние рынка дикоросов и лекарственного растениеводства в частности. Как развивается рынок и какие у него перспективы?
– Б.Ц.: Наша задача в рамках трека проекта "Приоритет-2030" – стать крупнейшим дальневосточным вузом, специализирующимся на развитии лекарственного растениеводства. Резко континентальный климат Бурятии позволяет нам получать высококачественное сырье. Мы изучаем растения, адаптируем технологии под другие регионы, занимаемся интродукцией. Нашим ученым уже удалось доказать, что жаркий и сухой климат Бурятии способствует накоплению большого количества биологически активных веществ в лекарственных растениях.
– Ученые БГСХА используют не только уникальные климатические условия региона, но и специальные технологии, улучшающие характеристики растений. Какие есть успехи в этом направлении?
– Б.Ц.: Сейчас кафедра растениеводства во главе с Оюной Цыбиковой активно работает над изучением сапожниковии растопыренной. Группа применила рассадный способ выращивания и получила отличные результаты. Технология заключается в том, что растение выращивается не из семян, а именно из рассады сразу в открытый грунт. Уже на второй год мы получаем пригодные для реализации корни. Плюс в естественной среде сапожниковия дает один корень, а здесь мы можем получить разветвленную корневую систему, увеличив объем продукции.
– Можно ли назвать рассадную технологию инструментом борьбы с нехваткой семян?
– Б.Ц.: Я бы назвал этот метод инструментом повышения приживаемости. В семенах сапожниковия плохо приживается, а вот рассада отлично себя чувствует в открытом грунте.
– А есть ли вообще в России дефицит посадочного материала и семян в частности?
– Б.Ц.: Спрос большой, и стоимость семян остается высокой.
– Ранее вы упомянули, что БГСХА занимается не только разработкой технологий, но и их адаптацией. Расскажите подробнее.
– Б.Ц.: Кафедра растениеводства в рамках партнерства с различными проектами адаптирует технологии под разные климатические и территориальные условия.
– То есть академия работает с частными компаниями?
– Б.Ц.: Это компании, занимающиеся не только лекарственными растениями, но и плодово-ягодными культурами: облепихой, смородиной и т.д. Недавно наши специалисты помогли высадить 5 га облепихи на Байкале – предприниматель будет заниматься продажей масла.
– В чем заключается помощь частным проектам со стороны БГСХА? Это исключительно научные консультации?
– Б.Ц.: Не только. Помимо научной экспертизы, академия предоставляет технику и всестороннюю поддержку в рамках договора.
– Также мы знаем, что у студентов БГСХА есть возможность стать технологическими предпринимателями.
– А.Б.: Мы работаем с платформой университетского технологического предпринимательства, стартовавшей в 2022 году. Оператором проекта выступает платформа "Национальная технологическая инициатива". Наши студенты активно работают и получают много грантов, предусматривающих финансовую поддержку. Также мы участвуем в программе "Студенческий стартап": уже 18 студентов БГСХА получили по 1 млн рублей на реализацию своих бизнес-идей. Большинство проектов связаны с лекарственными растениями: подушки с травами, ветеринарная клиника с фитотерапией, замороженные чаи, полезные сладости, комбикорм для собак с добавлением растительного сырья и другие. Кстати, парень, разработавший корма, сейчас участвует в акселераторе "Сколково".
– Как вы сказали, академия намерена стать ведущим вузом в сфере лекарственного растениеводства. Какие еще инициативы позволят БГСХА достичь своей цели?
– Б.Ц.: Академия возделывает востребованные культуры, например, ромашку, календулу. Более десяти ходовых позиций, плюс редкие культуры в рамках исследований. БГСХА выпустила энциклопедию-травник, линейку БАДов на растительным лекарственном сырье и различные виды продуктов, в том числе вкуснейший кисель из смородины.
– Одним из приоритетных направлений сейчас считается селекция. Расскажите, пожалуйста, о достижениях БГСХА в этой отрасли.
– Б.Ц: Наша сотрудница, Наталья Александровна Васильева, успешно занимается селекцией плодово-ягодных растений. В работе сейчас более сорока сортов. Одно из последних достижений – сорт зимостойкой смородины с повышенными показателями биологически активных веществ. Также у нас есть собственные сорта облепихи, крыжовника, жимолости.
– Какие продукты есть в линейке академии? Пользуется ли продукция высоким спросом?
– Б.Ц.: Добавки с родиолой и ромашкой, миксы, различные чаи, подсолнечно-кедровое и облепиховое масло. Это продукция "Академии трав", созданной на базе нашего вуза. Все – из собственного сырья. У БГСХА больше 20 га земли, где возделываются лекарственные растения.
– А.Б.: Продукция пользуется спросом, сейчас мы работаем с крупной локальной сетью супермаркетов "Титан", ведем переговоры еще с двумя сетями. Также активно сотрудничаем с крестьянско-фермерскими хозяйствами, передавая им современные технологии. Академия покупает сырье, выращенное по ее технологиям – подобное партнерство позволяет расширять объем продукции. Как правило, самые востребованные позиции – ромашка, облепиха, сапожниковия, родиола, байкальский шлемник. Мы надеемся, что технологии плантационного выращивания помогут бороться с браконьерством.
– Сбор дикоросов в вашем регионе сопровождается многочисленными нарушениями закона?
– Б.Ц.: К сожалению, да. Допустим, сборщики выкапывают корни краснокнижной сапожниковии и продают в Китай. Цены за 1 кг могут превышать 1,5 тысячи долларов, поэтому недобросовестные сборщики легко встают на путь браконьерства.
– Как в БГСХА проходит обучение по направлению лекарственного растениеводства?
– Б.Ц.: Программа реализуется на агрономическом факультете, на кафедре овощеводства. Это магистерская программа с практическим обучением на базе предприятий-партнеров БГСХА. Также у студентов есть доступ к нашей лаборатории лекарственных трав, где мы оцениваем качество сырья. Кроме того, есть цех по глубокой переработке лекарственных растений, где выпускается продукция, о которой я говорил ранее. Уже третий год подряд БГСХА запускает Школу молодых ученых "Байкал Биофарм. Технологическое лидерство" на базе отдыха академии в селе Максимиха.
– Каким вы видите будущее БГСХА в лекарственном растениеводстве? Как изменится отрасль?
– Б.Ц.: Надеюсь, что спрос на нашу продукцию будет расти, как и интерес людей к отрасли в целом. Уже сейчас в индустрии органической косметики, БАДов и натуральных продуктов очень высокая конкуренция. Но мы верим, что наш бренд останется в числе лучших и наиболее востребованных.
– А.Б.: Наша продукция натуральная и качественная, поэтому отличается высокой конкурентоспособностью. Мы следим за этим, так как наша главная цель – оздоровление население с помощью продуктов из лекарственного растительного сырья, полученного безопасным, проверенным, традиционным путем. Подобные глобальные цели и позволяют выжить в конкурентных нишах. Сейчас академия разрабатывает несколько инновационных продуктов, в том числе и лекарственные чаи. Надеемся, что в будущем зайдем и в отрасль косметики.
– Ряд экспертов, с которыми общались журналисты "Поляны", уверены, что в будущем растительное сырье будет широко применяться при изготовлении ветеринарных препаратов. Вы согласны с этим мнением?
– Б.Ц.: Наш вуз тоже работает в этом направлении. Специалисты БГСХА разрабатывают продукты для животных с добавлением лекарственных растений. Это не мое направление, но я знаю, что уже есть разработки противопаразитарных препаратов и гелей для повышения усвояемости лекарств.